Среда, 27.11.2024, 15:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя Гуменюк Регины Евгеньевны

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 130
Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Интерактивные технологии в начальной школе.
Интерактивные технологии – в жизнь!
                                                                                             Р.Е.Гуменюк
         Необходимость этой работы возникла в связи с поиском новых подходов к учебно-воспитательному процессу с целью повышения качества знаний уча­щихся, проявления интереса к предмету. Задача современной школы - развитие у учащихся в процессе обучения познавательной самостоятельности, творческой активности, потребности в знаниях.
        Особую роль в управлении качеством образования играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры, компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Информатизация образовательного процесса представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями, информационной продукцией. Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется, и компонентами, которые она содержит: · технологическая среда (вид используемых технических средств); · программная среда (выбор программных средств); · предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания); · методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка с точки зрения учебного процесса) внедрение информационных технологий привело к тому, что информационная среда образователь-ной системы представляет собой многоуровневую систему представле-ния информации на различных носителях и в различных знаковых системах, среди которых находятся и традиционные, и инновационные технологии.
          Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В образовательном учреждении школы № 40 разрабатываются и осваиваются инновационные процессы, широко используются новые технические и педагогические возможности и средства, позволяющие реализовать любые новые технологии обучения и новое содержание образовательного процесса. Эти процессы и определили мой профессиональный интерес к формированию или использованию новых технологий обучения, к педагогическому эксперименту.                   
           Компьютерное обучение дает возможность преподавателю рационально использовать время урока, позволяет ребенку проявить себя во время самостоятельной работы. В это время у учителя появляется возможность поработать с отстающим учеником. Работая в данном режиме, я ставлю в качестве основной цели развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентно-способности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и формализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
           В настоящее время в учебном процессе школы начался важный переходный этап – использование компьютеров в преподавании различных дисциплин. На этом этапе возникают проблемы, которые обязательно надо принимать во внимание, обновляя содержание образования и перестраивая работу школы. Среди проблем следует выделить три основные: - компьютерная грамотность учителя в самом широком смысле этого слова; - подготовка учеников к работе в компьютерном классе; - программно-методическое обеспечение таких уроков.
          Одним из способов учения с увлечением, на мой взгляд, можно считать презентации к урокам. Так, в школе № 40 в учебный план 2006-2007 уч.г. впервые со 2-го класса включен 1 час в неделю факультативного курса «Информатики». Опыт использования информационных технологий на уроках в начальной школе показал, что дети успешно справляются с учебными заданиями уже в 1–м классе, если у них сформированы первоначальные умения общения с компьютером.
          Основной задачей является снижение физического и психологического напряжений как учащихся, так и учителя. Учащимся нравится посещать компьютерный класс, где они практически осваивают азы пользователя компьютером. Так, в 1 классе, на уроке окружающего мира дети наглядно убедились «Куда текут реки?», «Почему дует ветер?», на уроке русского языка через компьютерную графику познакомились с частями речи, парными согласными. Во 2 классе некоторым детям, как они говорят, компьютер помог выучить таблицу умножения и деления, с помощью предложенных мною программ учились скорочтению и быстрому устному счету.
          С использованием информационных технологий осуществляется также контрольно-оценочная деятельность. Проблема объективной и независимой диагностики качества образования в школе решается на экспериментальном уровне. Основой диагностического инструментария являются сконструированные по специальным правилам тестовые задания. По данным тестирования можно планировать и корректировать образовательный процесс. В 3-м классе ребята познакомились с обучающей программой-тренажером по русскому языку «Фраза», где представлена вся школьная программа с 1 по 9 класс. Учащимся понравилось не только получать независимую оценку, но и, если ошибешься, сразу прочитать правило и исправить свою ошибку. А в какой восторг приводят учащихся использования на уроке материал из «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия»! Это увлекательное мультимедийное путешествие в мир знаний. Живое интересное изложение, яркое красочное оформление, простота в использовании – все это делает ДЭКМ незаменимым помощником в познании мира, а урок становится легко усвоенным и незабываемым. Получив навыки работы в программе PowerPoint, выпускники 4 «Б» класса представили на традиционную школьную научно-практическую конференцию «Истоки-2007» свои презентации. Самыми яркими, по мнению жюри, состоявшего их учителей, родителей и старшеклассников, явились работы: - Карачевского А. - Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. - Шубниковой Е. - Династия Романовых. Семья Николая П. - Корсакова А. - Монголо-татарское нашествие. - Середы И. - Город у Тихого Дона. - Глущук А. – Это все кошки. - Мельниковой Л.- Лечебные свойства воды. - Власова С. - Мой компьютер. - Ермарченко Е. – Природные зоны. Антарктида. - Басалаевой А.- Экология Ростовской области.
           В процессе работы по применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе был выделен ряд аспектов, требующих системного анализа с точки зрения влияния на здоровье учащихся, на формирование мотивации к обучению, повышения эффективности обучения. -психологический аспект.
           Уже в начальной школе известно, насколько престижно образование, базирующееся на информационных технологиях. -дидактический аспект. Групповая работа учеников порождает здоровую соревновательность. А индивидуальное и дифференцированное обучение, решает посильные задачи, т.к. каждый ученик работает в индивидуальном ритме. Это способствует формированию познавательной деятельности, развитию у детей нормальной самооценки. -технологический аспект. Соотнесение собственных воздействий на систему с результатами этих воздействий. -организационный аспект. Учебные занятия в среде информационных технологий предусматривает работу за одним рабочим местом одного ученика. -контрольно-диагностическая деятельность с использованием информационных технологий. Решается проблема объективной и независимой диагностики.
          В течение учебного года детям было предложено ответить на вопросы анкеты.
Анализ уровня сформированности мотивации учебной деятельности 4 «Б» класса (кл. руководитель Гуменюк Р.Е.) Цель исследования – выявить уровень мотивации учебной деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих ее повышению.
Задачи:
1. Определить уровень мотивации обучения учащихся конкретного класса.
2. Наметить управленческие решения по повышению мотивации учебной деятельности конкретного класса Объект исследования: классный коллектив 4 «Б» Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие положительную мотивацию у учащихся на уроке и препятствующие ее формированию. Гипотеза: использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование мотивации учебной деятельности учащихся, и, в конечном итоге, положительно влиять на качество образования. Итоговые данные по группе обследуемых учащихся: Дата обследования – 25.12.2006 В классе – 26 человек Проанкетировано – 24 человека Анкета исследует уровень сформированности различных видов мотивации учебной деятельности: - ситуативный интерес (блок I), - учение по необходимости (блок II), - интерес к предмету (блок III), - повышенный познавательный интерес (блок IV) Учащимся была дана инструкция: «Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - всегда, 1 – иногда, 0 – никогда» (см. Таблицу 1)
Таблица 2. Выявленные тенденции позволяют делать определенные выводы по общей характеристике мотивации обучения в классе . 75 % указывают на достаточный уровень сформированности мотивации учебной деятельности. Кроме того, можно сделать выводы об уровне выраженности разного вида мотивов по каждому предмету, о сочетаемости мотивов обучения при изучении того или иного предмета. Резко выделяется в данной колонке показатель физической культуры – 0,6 балла, что означает отсутствие интереса к данному предмету у учащихся этого класса. Каждый учитель может сделать для себя выводы, пользуясь данными этой таблицы.
         Летом 2007 года, администрация школы приобрела интерактивные доски. И, приняв первый класс, я поставила для себя целью как можно чаще информировать учащихся через современные мультимедийные учебные пособия. Мои учащиеся уже не представляют урока математики без занимательного устного счета, который демонстрируется на интерактивной доске. Материал по окружающему миру быстрее запоминается, т.к. демонстрируются не только слайды, но и сам процесс развития предметов. Так дети в ускоренном виде, но подробно, наблюдают фазы развития растения, им легче понять смену дня и ночи, зависимость смены времен года, заочно наглядно побывать в различных природных зонах, на всех континентах Земного шара, увидеть Вселенную с ее небесными телами.
         Хочу отметить, что учащиеся 1 класса за первое полугодие приобрели прочный навык техники чтения. Этому способствовали программы «Тренировка быстрого чтения», Скорочтение. Кроме дисков программо-методического комплекса, в своей работе я применяю и собственные презентации как в компьютерной программе Power Point, так и Smart Notebook - Программное обеспечение на интерактивных досках или устройствах, приводимых в действие световым пером или касанием.
          В ходе проведения межпредметной олимпиады «Эрудит» увлекательное Путешествие в Сообразилию первоклассники совершили, работая на интерактивной доске. А на открытом уроке математики учащиеся 1 «А» класса поделились своим опытом работы на интерактивной доске со своими родителями и приглашенными учителями начальной и средней школы (конспект урока на интерактивной доске прилагается). Перед каникулами, совместно со Смешариками, повторяем правила дорожного движения. В общем, учение – с увлечением.
         Уже в начальной школе дети должны овладеть элементарными действиями информационных технологий, сравнения, классификации, обобщения. Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения представ­ляет более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, действий, уровню произвольности, способности к саморегуляции. Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти. По словам Д.Б.Эльконина: «Память становится мыслящей, восприятие становится думающим, внимание - произвольным, формируется способность ребенка к саморегуляции». Анализ показывает, что возникновение познавательного интереса к использованию информационных технологий ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса - залог положительного и активного отношения детей к учебе, основа полноцен­ного усвоения знаний. Работа, которая осуществлялась в течение нескольких лет, была оценена коллегами по работе и применяется на практике учителями начальной школы района.
          Чтобы компьютер был настоящим помощником ребенку, консультантом для родителей, я советую приобретать интерактивные энциклопедии, компьютерные программы с развивающими играми по предметам – математике, русскому языку, окружающему миру, правилам дорожного движения, ОБЖ и др. Имеются компьютерные программы по развитию ведущих психических процессов детей: внимания, памяти, воображения – так необходимых для успешной учебы. Это такие серии: «Супердетки», «Гардфилд», «Тим и Том», «Семейный наставник», «Детские энциклопедии», «Уроки Кирилла и Мефодия». Благо сейчас рынок насыщается этой продукцией. Что надо знать и уметь учащимся начальной школы. Во 2-м классе дети знакомятся с устройством компьютера, выполняют простейшие задания по написанию текста, выполнению графического рисунка. В 3-ьем классе учащиеся готовят учебные презентации, а в 4-м классе с помощью Интернета готовят сообщения по данной теме, обмениваются друг с другом информацией в дистанционном режиме. С помощью детского сайта «Солнышко» уже в начальной школе дети с удовольствием выпускают стенгазеты (дано несколько вариантов заготовок, надо только внести рубрики и раскрасить). А в 4-м классе мои ребята уже самостоятельно верстали странички Классного бюллетеня.
          Надеюсь, что навыки, полученные на занятиях информатики, в дальнейшем пригодятся моим детям.
Категория: Мои статьи | Добавил: Регина (23.07.2011) | Автор: Гуменюк Регина Евгеньевна E
Просмотров: 6084 | Теги: советы, Рекомендации, из опыта работы | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz