Портфолио ученика начальной школы
как средство мотивации личностного развития.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство. Это совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым обучающимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.
С первых дней пребывания ребенка в школе стараюсь создать особое ценностное пространство, погрузив ученика в атмосферу творческой активности, сотрудничества, взаимопонимания на уроках, во время подготовки внеклассных мероприятий и в процессе их реализации. Одной из основных задач обучения и воспитания считаю выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Этому способствует оформление портфолио. Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект.
Портфолио достижений ученика помогает проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. Портфолио, можно определить как индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результатов районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Портфолио становится «историей успеха», помогающий проследить индивидуальный прогресс обучающегося.
Основные цели и задачи ведения портфолио: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями; - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. На празднике «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики», первоклассникам вручаются файловые папки «Портфель будущих достижений». На первом листе обращение к малышам:
«Дорогой первоклассник! В сентябре 200_ года ты переступил порог школы № 40, которая на долгие годы станет для тебя родным домом. Перед тобой первая страничка школьного портфолио – дневника твоих достижений, назначение которого – отразить твой творческий, познавательный и интеллектуальный рост. В нашей школе из каждого ребенка стараются вырастить Личность, Гражданина Мира, человека ответственного за свои поступки, за окружающий мир, в котором он живет, за все, что происходит на нашей планете. И нам хочется, чтобы тебе стали понятны и близки слова: «Что останется после тебя? Добрый свет глаз или вечная мгла? Леса ли ропот, шепот волны? Или негромкая поступь войны?»
Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных способностях. В совместном творчестве с родителями и учителем родились первые рубрики: «Моё имя» - тайна имени, знак зодиака, гороскоп (это вызывает интерес к самому себе). «Моя семья», «Мой друг», «Мои увлечения» - информация об участии в кружках, секциях, студиях, клубах в школе и в городе. «Мой портрет», «Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы» и др. В портфолио помещаются первые тетради под названием «Мои волшебные пальчики». Обведя свою ладошку, на каждом пальчике дети пишут ответ на вопрос: «Какой я?». Сюда же вкладываются рисунчатые тесты, проводимые школьным психологом «Я в детском саду», «Я в школе», «Что меня радует», «Что меня огорчает» и др.
Большое внимание я уделяю развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста техники чтения. Наша внеклассная жизнь насыщена и разнообразна. Значительную ее часть составляют праздники и экскурсии. Грамоты и благодарности, дипломы и сертификаты занимают достойное место в папке достижений. Не остаются без внимания успехи и достижения детей на факультативных занятиях и в кружках, в учреждениях дополнительного образования. На выпускном вечере ребята и родители, просматривая портфолио, в мельчайших подробностях вспоминали все дни, проведенные в начальной школе, гордились достигнутыми успехами.
Очень помогли портфолио моих выпускников классному руководителю при переходе ребят в школу П ступени. В дальнейшем, надеюсь, портфолио поможет старшеклассникам в выборе профильного класса, а также даст возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценке обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
РАЗДЕЛ РАЗДЕЛИТЕЛЬ ВКЛАДЫШ Титульный лист Мой мир Моя учеба Моя общественная работа Моё творчество Мои впечатления Мои достижения Отзывы и пожелания Работы, которыми я горжусь Содержание. Структура портфолио ученика начальной школы.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк "Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль! Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же "Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
6. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества" уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам. Приложение. Пример схемы маршрута от дома до школы.
|